Педагогический совет

Методическая разработка педагогического совета

«Мотивация учащихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения и реализации ФГОС (Обобщение опыта)»

Современный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС нового поколения

 «Современный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС нового поколения»

 

Цель: организация методического сопровождения  ФГОС в образовательном пространстве школы.

Задачи:

- определить уровень владения педагогами школы    метапредметными технологиями;

- активизировать взаимодействие педагогов по обмену опытом внедрения метапредметных  технологий в учебную практику;

- определить основные направления  внедрения  принципа метапредметности в практику учебного процесса.

 

Форма проведения педагогического совета:

 

  1. Проблемный семинар по теме «Современный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС нового поколения»
  2.  Педсовет как презентация опыта, отчет временных творческих групп.

 

Участники: администрация школы, педагогический коллектив

 

План подготовки  педагогического совета

 

Дата  проведения:  29 декабря  2015года

 

Подготовительный этап (.сентябрь — ноябрь) 2015 года

 

Мероприятия Дата Ответственные
1. Заседание методического совета по подготовке педсовета Сентябрь2015г. Зам. директора по УВП  Мирошниченко О.В.
2. Проведение заседаний МО учителей-предметников по теме педсовета 2.04.2013г. Руководители МО начальных классов Сухотина М.Н.
3. Анализ  результатов метапредметной и предметных контрольных работ, проведенных в 4а и 5 классах ноябрь 2015г. в рамках общероссийского мониторинга. 29.03.2013-19.04.2013 Зам. директора по УВР Мирошниченко О.В.
4. Взаимопосещение откытых уроков и внеклассных мероприятий, рефлексия дня. сентябрь — ноябрь2015г. Учителя – предметники, администрация

 

 

 

Творческие группы учителей

 

1 группа:Сухотина М.Н  — координатор группыКрюкова Е.В.

Горшкова Л.И.

Вансили Р.С.

Котова Е.Н.

 

2 группа:Гарькина О.М. – координатор группыСимоченко Г.М.

Пригожих Н.О.

Третьяк А.Н.

Сачкова А.П.

3 группа:Каплан Н.В. – координатор группыВолобуев С.С.

Посошкова О.В.

Резник Г.В.

Бушмина И.И.

Искакова Г.А.

4 группа:Болдина Н.В. – координатор группыКурбанова А.С.

Тимофеева И.В.

Белоусова С.А.

Крыкова Л.Р.

Пушкарева Н.А.

 

 

Экспертная группа:

  1. Кузнецова Т.Г.
  2. Трефилова Н.В.
  3. Канабрицкая Н.Г.

 

План  педагогического совета

«Современный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС нового поколения»

 

 

  1. Вступление.

Выступление заместителя директора школы Мирошниченко О.В.

с обоснованием      темы и цели педагогического совета.

  1. Выступление педагога – психолога Канабрицкой Н.Г. – психологическое сопровождение УВП процесса.
  2. Выступление учителей  — предметников по теме педсовета:

ü Формирование действий самоконтроля и самооценки – Сухотина М.Н.

ü Целеполгание как средство формирования метапредметных УУД – Болдина Н.В.

ü Формирование метапредметных УУД на уроках технологии- Гарькина О.М.

ü Формирование метапредметных УУД на уроках физической культуры – Каплан Н.В.

  1. Практикум. Работа в группах. Выступление по теме.
  2. Рефлексия.
  3. Решение  педсовета.

 

 

 

Приложение 1

Рекомендации  по формированию метапредметных  результатов обучающихся

Метапредметность — способ формирования мышления, принцип интеграции содержания образования. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий (познавательные, коммуникативные) и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Возможно использование следующих средств и форм обучения:

•       Метапредметы

•       Метапредметные программы

•       Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.)

•       Метапредметный урок

•       Предметный урок + метапредметная тема

•       Метапредметные задания

•       Межпредметные проблемные ситуации

•       Межпредметные, надпредметные проекты

Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла, которые соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. В форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой развития базовой организованности деятельности и мыследеятельности, которая надпредметна и носит универсальный характер. Возможны следующие названия метапредметов – метапредмет «Знание», метапредмет «Знак»,  метапредмет «Проблема»,  метапредмет «Задача». На метапредметах превыше всего ценится не знание «пройденного» учебного материала, а спонтанно осуществляемое мышление, свободное мыслительное действие, осуществляемых индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью – и обучающимися, и учителями.

Разработка и апробация метапредметных программ достижения конкретных метапредметных результатов является одним из перспективных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений.

В практике работы возможны следующие программы:

•       «Я и проекты»

•       «Учимся проектировать»

•       «Свободная самостоятельная работа»

•       «Рефлексивный круг»

•       «Как стать успешным»

•       «Сам себе учитель»

•       «Культура познания»

•       «Культура мышления»

•       «Основы исследовательской деятельности» и др.

По надпредметным программам можно работать на уроках по школьным предметам за счет отбора тем, ситуаций, способов деятельности, совокупность которых позволяет получить желаемый метапредметный результат, а также на занятиях факультативов, курсов по выбору, элективных курсов.

Можно использовать метапредметные темы на уроках по различным предметам, как самостоятельно, так и в контексте предметной темы урока. Такими метапредметными темами могут быть:

•       Знающее незнание

•       Определение и понятие

•       Постановка проблемы

•       Рисунок и схема

•       Знание и информация

•       Цель и задачи

•       Роль и позиция

•       Модель и способ

•       Ситуация непонимания

•       Содержание и форма

•       Повторение и развитие

•       Структура и процесс

Одной из разновидностей учебной задачи, особенность которой является синтез знаний и умений из разновидных наук, разных учебных дисциплин, является метапредметное задание. Метапредметное задание включает в себя объединение  знаний ради решения одной проблемы, ради познания одного объекта или предмета, когда метапредметная связь обнаруживается на уровне метапонятий («Человек», «Природа», «Время», «Движение», «Познание», «Развитие» и т.д.). Включая метапредметные задания в канву урока, или используя их на занятиях метапредметного курса, педагог решает задачу усвоения обучающимися учебного материала различных предметов в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

Метапредметная  проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним  задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений  и осознает необходимость их внутри- и межпредметной интеграции. Примерами межпредметных проблемных ситуаций могут служить:

•       ситуации неопределенности;

•       ситуации неожиданности;

•       ситуации конфликта;

•       ситуации опровержения;

•       ситуации предположения.

Механизмом развития метадеятельности может стать система надпредметных, межпредметных проектов, например:

•       «Мой город»

•       «Наш дом»

•       «Периодичность в природе»

•       «Сотовый телефон»

•       «Кое-что о зеркалах»

•       «Грамотный покупатель»

При их создании  у обучающихся формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развиваются способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется потребность действовать в соответствии с принципами метапредметности, приобретается опыт проектной деятельности.

Формирование метапредметных компетентностей происходит при использовании в образовательном процессе определенных технологий обучения и воспитания:

•       Развивающего мышления;

•       Развитие критического мышления через письмо и чтение;

•       ТРИЗ;

•       Технологический компонент личностно-развивающего урока;

•       Метод проектов;

•       Исследовательская деятельность;

•       УДЕ;

•       Тьюторские технологии и др.

Метапредметные ОР предполагают, что у обучающихся будут развиты:

•   использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;

•   использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

•   умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

•  умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

•  использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Таким образом, начиная работу по реализации метапредметности, необходимо:

•   четко осознавать, что ФГОС – это развитие, это продолжение того, что уже наработано учителем, поэтому необходимо это шире использовать;

•  тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы спланировать деятельность;

•  начинать работу по введению ФГОС в основной и старшей школе уже сегодня, ибо сейчас этим занимается исключительно начальная школа;

•  осуществлять не только взаимодействие с другими педагогами внутри образовательного учреждения  и в рамках сетевого взаимодействия;

•   осваивать новые технологии, менять свою позицию, изменить  свою роль — стать модератором, тьютором,  мотиватором, учить детей «учиться».

Приложение 2

Структура метапредметного урока как образовательной ситуации

Этап Цель этапа
Мотивационно-ориентировочный блок
1. Этап актуализации обращение к индивидуальному опыту учащихся, связанному с метапредметной темой урока
2. Этап проблематизации определение учениками собственного «незнания» относительно фундаментального образовательного объекта урока
3. Этап целеполагания формулировка учащимися цели  предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания»
Организационно — деятельностный блок
4. Этап моделирования построение идеального видения фундаментального образовательного объекта, оформление его в виде модели, отражающей его внутреннее устройство, систему внешних связей
5. Этап конструирования переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления и создание учащимися собственных образовательных продуктов (на данном этапе — коллективных)
6. Этап презентации соединениеидеальных планов каждого в общий и коллективный «объем» — совместную действительность
3 Рефлексивно – оценочный блок
выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания
оценка степени приращения инструментальных ресурсов личности обучающихся
оценка качества созданных на уроке образовательных продуктов

Таблица отличий традиционного и метапредметного подходов

Предмет Метапредмет
Базовые сведения по 1 науке Сведения из разных наук
Узконаправленность Смысловое поле объектов познания выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается на метауровне
Знания разрознены Формирование целостной картины мира
Недостаточно философское осмысление мира обучающимися Философское осмысление мира обучающимися
Нет осознания личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нем Формируется осознание личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нем
Предметоцентризм Интегративность
Предметность Предметность + надпредметность

                                                                                                              

 P_20151229_100945 P_20151229_100843  P_20151229_102120